Младшая группа №11

" Лучики "

МАДОУ №2 городского округа Сухой Лог 

 

 

Краткая презентация ООП ДО

 

1.1.3 Значимые для разработки рабочей программы характеристики

1.1.3.1 Характеристика возрастных особенностей развития детей 4 г.ж.,

 характеристика контингента воспитанников группы

 

Всего в группе 17 ребёнка, из них девочек - 8, мальчиков - 9

 

Образовательные области

Характеристика

Возрастные особенности развития детей 4-го года жизни

Особенности контингента воспитанников группы

Социально - коммуникативное развитие

 

Общение становится вне ситуативным.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами.

Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая.

Игры с правилами только начинают формироваться.

Начинает развиваться самооценка, но в значительной мере дети  ориентируются на оценку воспитателя.

Продолжает развиваться половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Игра:

- сюжетно-ролевая – 60%

- театрализованная – 70%

- подвижная – 86%

- дидактическая –60 %

Общение:

- коммуникативные навыки – 71%

- соблюдение правил этикета –65 %

-соблюдение моральных норм -45%

Труд:

- самообслуживание – 88%

- общественно - полезный труд –75 %

- труд в природе –60 %

- отношение к собственному труду –60 %

-представление о труде взрослых –75 %

КБЖ

- пожарная безопасность – 10%

- безопасное поведение в природе –10%

- безопасность собственной жизнедеятельности – 9%

- безопасность на дорогах – 10%

 

Познавательное развитие

 

Развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов переходят к сенсорным эталонам - культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться как в

пространстве группы, так и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре.

ФЭМП:

- количество –72%

- величина –89%

- форма –72%

- ориентировка в пространстве –50%

Формирование целостной картины мира:

- предметное окружение –70%

- социальное окружение – 70%

- природное окружение –50%

Речевое развитие

 

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).

Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет, шуба — пальто — дубленка).

Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тиграм).

Развивать диалогическую форму речи.

Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не  перебивая говорящего взрослого.

Развитие речи

- активный словарь - 70%

- пассивный словарь -30%

- звуковая культура речи – 65%

- грамматический строй речи – 70%

- связная речь – 85%

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

Продуктивная деятельность:

- рисование 88%

- лепка –60%

Музыкальное воспитание:

- слушание –72%

- пение –45%

- музыкально-ритмические движения –60%

Физическое развитие

 

Для детей этого возраста характерен несколько замедленный темп физического развития, но в тоже время идет интенсивное окостенение скелета. Условные рефлексы вырабатываются быстро, однако закрепляются медленно, поэтому приобретенные элементарные навыки движений непрочны и могут легко нарушаться. Воспитание навыков движений прежде всего связано с приучением ребенка правильно держать корпус и голову. Ходьба ребенка этого возраста сохраняет многие признаки, типичные для дошкольников: неустойчивый темп, недостаточность координации рук и ног, неуверенность ориентировки в направлении. Однако бегают дети значительно лучше, с достаточно хорошей координацией рук и ног. Совершенно новым движением для ребенка трех лет являются прыжки. В три года дети уже хорошо начинают прыгать на месте, спрыгивать с небольшой высоты, перепрыгивать через шнур. В процессе лазанья у некоторых детей отмечаются еще приставной шаг и нечеткая координация рук и ног. Трудны им метания: бросание мяча, шишек на дальность, в горизонтальную цель.

Статистические данные:

- группа здоровья

1 –11%

2 – 47%

3 –41%

4 –0%

- группа физ. Здоровья

1 - 88%

2 - 12%

3 – 0%

- часто болеющие –15%

- нарушение зрения –41 %

 

Диагностические данные:

- сформированность двигательных умений и навыков по возрасту

ходьба -58%

бег –93%

ползанье, лазанье –60%

упражнения в равновесии –50%

прыжки –65%

катание, бросание, ловля, метание –57%

ЗОЖ

Внешний вид –80%

Мытье рук по мере загрязнения - 71%

Пользование предметами личной гигиены –71%

Навыки приема пищи –71%

 

 

1.1.3.2. Характеристика индивидуальных особенностей воспитанников группы

 

В группе 17 детей. Уровень развития детей соответствует возрасту и их психофизическому развитию.

В развитии речи у детей - улучшение в грамматике и произношении.

В ознакомлении с художественной литературой многие дети с интересом и эмоционально воспринимают произведения, называя героев, участвуют в рассказывании стихотворений, потешек, в инсценировке сказок.

В ознакомлении с окружающим знают названия фруктов и овощей, транспорта, качеств и свойств предметов, трудовые действия.

В сенсорном развитии  почти все дети в группе ориентируются в 4 основных  цветах, в форме - соотносят круг, квадрат, треугольник, говорят - шарик, кубик и кирпичик, в понимании и принятии задачи; с детьми у которых возникают затруднения ведется индивидуальная работа.

В изодеятельности хороший результат в лепке и рисовании, умеют отщипывать пластилин, скатывают его (в шар, «колбаску»), пользуются кисточкой и карандашом.

В конструировании - различают и называют детали, и свободно строят стол, стульчик, машину, дорогу, горку, гараж, забор, дом без образца. Есть интерес к игре с крупным конструктором.

В навыках по самообслуживанию у некоторых детей есть небольшие проблемы – в одевании, раздевании, пользовании носовым платком, складывании одежды в шкаф, формируется культура принятия пищи и выполнении гигиенических процедур; с этими детьми будет продолжаться индивидуальная работа. 

В социально - эмоциональном развитии прививались такие умения, как общение с другими детьми, доверительное, приветливое отношение к сверстникам и взрослым; необходима дальнейшая работа по формированию эмоциональной сдержанности и навыков  правило сообразного поведения.

Таким образом, в Программе предусматриваются условия и средства для образовательной деятельности с детьми с учетом выявленных особенностей и потребностей:

- использовать игровые упражнения, пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения для развития речи детей;

- расширить спектр дидактических игр, направленных на развитие ориентировки в пространстве;

- для развития интереса к изобразительной деятельности, повышения активности в художественном творчестве проводить индивидуальную работу с детьми, включиться в конкурсное движение.

Приоритетными направлениями деятельности ДОУ на 2024-2025 учебный год являются:

- физическое развитие – включение элементов спортивных игр, туристических походов в совместную деятельность взрослых и детей;

- речевое развитие – внедрение современных технологий, направленных на развитие связной речи;

- познавательное развитие – продолжать работу по обще интеллектуальному развитию детей;

- художественно-эстетическое развитие – прикладное творчество;

- социально-коммуникативное развитие – культура безопасности жизнедеятельности.

 

В группе данные направления работы будут реализованы:

- физическое развитие через активное использование в работе с детьми начальных элементов спортивных игр;

- художественно-эстетическое развитие через реализацию плана совместной деятельности по ручному труду с проведением еженедельных занятий во вторую половину дня;

- речевое развитие через включение в работу современных технологий (мнемотехники и технологии обучения детей составления сравнений и др.);

- познавательное развитие через реализацию перспективного плана, направленного на общеинтеллектуальное развитие детей с помощью дидактических игр

- культура безопасности жизнедеятельности – ежемесячное проведение Единого дня безопасности.

 

 

1.2  Планируемые результаты освоения рабочей программы

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

 

Планируемые результаты освоения Федеральной программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного возраста на разных возрастных этапах.

К четырем годам:

- ребенок демонстрирует положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, проявляет избирательный интерес к отдельным двигательным действиям (бросание и ловля мяча, ходьба, бег, прыжки) и подвижным играм;

- ребенок проявляет элементы самостоятельности в двигательной деятельности, с интересом включается в подвижные игры, стремится к выполнению правил и основных ролей в игре, выполняет простейшие правила построения и перестроения, выполняет ритмические упражнения под музыку;

- ребенок демонстрирует координацию движений при выполнении упражнений, сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое, выполнять движения в общем для всех темпе;

- ребенок владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание и тому подобное, соблюдает требования гигиены, имеет первичные представления о факторах, положительно влияющих на здоровье;

- ребенок проявляет доверие к миру, положительно оценивает себя, говорит о себе в первом лице;

ребенок откликается эмоционально на ярко выраженное состояние близких и сверстников по показу и побуждению взрослых; дружелюбно настроен в отношении других детей;

- ребенок владеет элементарными нормами и правилами поведения, связанными с определенными разрешениями и запретами ("можно", "нельзя"), демонстрирует стремление к положительным поступкам;

- ребенок демонстрирует интерес к сверстникам в повседневном общении и бытовой деятельности, владеет элементарными средствами общения в процессе взаимодействия со сверстниками;

- ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения; осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения;

- ребенок охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной деятельности;

- ребенок произносит правильно в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных, согласовывает слова в предложении в роде, числе и падеже, повторяет за педагогическим работником (далее - педагог) рассказы из 3 - 4 предложений, пересказывает знакомые литературные произведения, использует речевые формы вежливого общения;

ребенок понимает содержание литературных произведений и участвует в их драматизации, рассматривает иллюстрации в книгах, запоминает небольшие потешки, стихотворения, эмоционально откликается на них;

- ребенок демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения; проявляет речевую активность в общении со сверстником;

- ребенок совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, короткие стихи;

- ребенок демонстрирует познавательную активность в деятельности, проявляет эмоции удивления в процессе познания, отражает в общении и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками полученные представления о предметах и объектах ближайшего окружения, задает вопросы констатирующего и проблемного характера;

- ребенок проявляет потребность в познавательном общении со взрослыми; демонстрирует стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами: проявляет элементарные представления о величине, форме и количестве предметов и умения сравнивать предметы по этим характеристикам;

-  ребенок проявляет интерес к миру, к себе и окружающим людям;

         - ребенок знает об объектах ближайшего окружения: о родном населенном пункте, его названии, достопримечательностях и традициях;

- ребенок имеет представление о разнообразных объектах живой и неживой природы ближайшего окружения, выделяет их отличительные особенности и свойства, различает времена года и характерные для них явления природы, имеет представление о сезонных изменениях в жизни животных, растений и человека, интересуется природой, положительно относится ко всем живым существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и растениях, не причиняет им вред;

- ребенок способен создавать простые образы в рисовании и аппликации, строить простую композицию с использованием нескольких цветов, создавать несложные формы из глины и теста, видоизменять их и украшать; использовать простые строительные детали для создания постройки с последующим ее анализом;

- ребенок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения, проявляет эмоциональную отзывчивость, различает музыкальные ритмы, передает их в движении;

- ребенок активно взаимодействует со сверстниками в игре, принимает на себя роль и действует от имени героя, строит ролевые высказывания, использует предметы-заместители, разворачивает несложный игровой сюжет из нескольких эпизодов;

- ребенок в дидактических играх действует в рамках правил, в театрализованных играх разыгрывает отрывки из знакомых сказок, рассказов, передает интонацию и мимические движения.

 

 

1.3 Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

 

Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.

Цели педагогической диагностики, а также особенности её проведения определяются требованиями ФГОС ДО.

В ходе реализации Программы предусматривается оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

            Результаты педагогической диагностики (мониторинга) будут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Подведение итогов реализации программы осуществляется 2 раза в год: октябрь, апрель.  Приложение №1.

            Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных диагностических ситуаций. При необходимости педагог может использовать специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно- эстетического развития.

Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребёнка. Они выступают как обобщенные показатели возможных достижении детей на разных этапах дошкольного детства в соответствующих образовательных областях. Педагог наблюдает за поведением ребёнка в деятельности (игровой, общении, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструировании, двигательной), разных ситуациях (в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей и других ситуациях). В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребёнком личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому подобное.

Наблюдая за поведением ребёнка, педагог обращает внимание на частоту проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребёнка в деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребёнка. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребёнка в деятельности и взаимодействии.

Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме, что позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и другое.

            Анализ продуктов детской деятельности может осуществляться на основе изучения материалов портфолио ребёнка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по лепке, построек, поделок и другого). Полученные в процессе анализа качественные характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и другой деятельностью).

Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует PППС, мотивирующую активную творческую деятельность обучающихся, составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.

При необходимости будет использоваться психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую будет проводить педагог-психолог.

            Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики будут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

 

2. Содержательный раздел

 

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

 

Программа определяет задачи, содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям, а также организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие личности детей раннего, дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение задач пяти образовательных областей.

Содержание Программы направлено на обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее образовательные области):

? социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание; патриотическое воспитание; самообслуживание, трудовое воспитание; формирование основ безопасности);

? познавательное развитие (развитие познавательно-исследовательской деятельности; приобщение к социокультурным ценностям; формирование элементарных математических представлений; ознакомление с миром природы);

? речевое развитие (развитие речи; художественная литература);

? художественно-эстетическое развитие (приобщение к искусству; изобразительная деятельность; конструктивно-модельная деятельность; музыкально-художественная деятельность);

? физическое развитие (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; физическая культура).

В содержании Программы отражены следующие аспекты образовательной среды для детей раннего и дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия с взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Содержание Программы представлено в 2-х частях и состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Содержание обязательной части Программы разработано в соответствии с ФОП ДО и  предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях с учетом требований ФГОС ДО..

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и  культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

В соответствии с ФОП ДО  в Программе отражены вариативные формы, способы, методы и средства.

При реализации ОП ДО используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, исключая образовательные технологии, которые могут нанести вред здоровью детей. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также работа с электронными средствами обучения    осуществляется    в    соответствии    с    требованиями CП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.

Формы, способы, методы и средства реализации Федеральной программы педагоги определяют самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов.

Согласно ФГОС ДО педагоги используют различные формы реализации Программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей:

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) – игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и другое), общение с взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое и внеситуативно-деловое); речевая (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая  и монологическая речь); познавательно-исследовательская  деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;  двигательная (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и другое),  элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд); музыкальная (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).

Для достижения задач воспитания в ходе реализации Программы педагоги используют следующие методы:

- организации опыта поведения и деятельности (приучение к положительным формам общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы);

- осознания детьми опыта поведения и деятельности (рассказ на моральные темы, разъяснение норм и правил поведения, чтение художественной литературы, этические беседы, обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример);

- мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций, игры, соревнования, проектные методы).

При организации обучения традиционные методы (словесные, наглядные, практические) дополняются методами, в основу которых положен характер познавательной деятельности детей:

- при использовании информационно-рецептивного метода предъявляется информация, организуются действия ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы педагога или детей, чтение);

- репродуктивный метод предполагает создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);

- метод проблемного изложения представляет собой постановку проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;

- при применении эвристического метода (частично-поискового) проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);

- исследовательский метод включает составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование). Для решения задач воспитания и обучения широко применяется метод проектов. Он способствует развитию у детей исследовательской активности, познавательных интересов, коммуникативных и творческих способностей, навыков сотрудничества и другое. Выполняя совместные проекты, дети получают представления о своих возможностях, умениях, потребностях.

При реализации Программы педагоги используют различные средства, представленные совокупностью материальных и идеальных объектов:

- демонстрационные и раздаточные; визуальные, аудийные, аудиовизуальные; естественные и искусственные;

- реальные и виртуальные.

Средства используются для развития следующих видов деятельности детей:

·                 двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другое);

·                 предметной   (образные      и дидактические       игрушки,        реальные            предметы       и другое);

·                 игровой (игры, игрушки, игровое оборудование и другое);

·                 коммуникативной    (дидактический материал,  предметы, игрушки, видеофильмы и другое);

·                 познавательно-исследовательской            и экспериментирования            (натуральные предметы и оборудование для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, плакаты, модели, схемы и другое);

·                 чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе

·                 аудиокниги, иллюстративный материал);

·                 трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);

·                 продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);

·                 музыкальной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и другое).

Вариативность форм, методов и средств реализации Программы зависит не только от учёта возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей, а также приоритетной субъективной позиции ребёнка в образовательном процессе.

При выборе форм, методов, средств педагоги учитывают субъектные проявления ребёнка в деятельности: интерес к миру и культуре; избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.

Выбор педагогами педагогически обоснованных форм, методов, средств реализации Программы, адекватных образовательным потребностям и предпочтениям детей, их соотношение и интеграция при решении задач воспитания и обучения обеспечивает их вариативность.

  
 

 

Дата последнего обновления страницы 25.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»